(383) 228-72-58 общественная приёмная / (383) 228-73-23 канцелярия для юрлиц (электронная почта AShelkovnikova@admnsk.ru)

«Восьмые Лихачёвские чтения»

10.11.2015

Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение
Д.С. Лихачёв

«От индустриализации к духовности»

С целью привлечения внимания общества к литературе и чтению, стимулирования интереса россиян к печатному слову, к книгам, 2015 год согласно Указу Президента России объявлен Годом литературы.
Этому событию были посвящены Восьмые Лихачёвские чтения «Роль книги и чтения в воспитании личности», которые состоялись 3 ноября 2015 года в Центральной районной библиотеке им. Д.С. Лихачёва.
В чтениях приняли участие представители администрации и отдела образования Калининского района, Новосибирской митрополии Русской Православной Церкви, прихода в честь иконы Божией Матери «Знамение Абалацкая», прихода в честь святого Иоанна Кронштадтского, учителя школ района, сотрудники муниципальных и школьных библиотек, преподаватели высшей школы.
С приветственным словом к участникам Лихачёвских чтений обратились: В.Н. Алексеев, кандидат филологических наук, доцент кафедры древних литератур и литературного источниковедения гуманитарного факультета НГУ, заслуженный работник культуры; Л.В. Шаповалова, начальник отдела образования администрации Калининского района; Т.В. Колесникова, руководитель методической службы отдела образования администрации Калининского района; отец Сергий Ширинский, настоятель прихода в честь святого Иоанна Кронштадтского; И.К. Зырянова, директор МКУК ЦБС Калининского района.
С докладом «Место и роль чтения в жизни современного общества» выступил В.Н. Алексеев. Владимир Николаевич – инициатор проведения первых Лихачёвских чтений и их участник – особо подчеркнул, что культурные традиции, которые отстаивал Д.С. Лихачёв, с которым он был лично знаком, чтут и сохраняют в Сибири.
Литература и книга – явления неразрывно связанные друг с другом. Русь испокон века была страной книжной. И если ещё недавно эта ценность была непререкаема, то сегодня можно с горечью констатировать массовое падение интереса к книге, в которой перестали искать «последнее слово». 48% россиян в течение года не прочитали ни одной книги. Между тем чтение развивает мечтательность, воображение, работу мысли, память. У тех, кто посещает библиотеки или самостоятельно читает книги, как показывают исследования, выше уровень развития интеллекта, лучше и грамотнее речь, такие люди более адекватно оценивают ситуацию, проявляют самостоятельность в суждениях и поведении. Только чтение формирует качества зрелого культурного человека. Чтение сегодня – это путь к новому типу человеческой цивилизации: от индустриализации к духовности.
В докладе отца Сергия Ширинского, настоятеля прихода в честь святого Иоанна Кронштадтского, «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» была охарактеризована историческая роль князя Владимира-Красно солнышко в возникновении и развитии христианства в древнерусском государстве. Так было положено начало становления цивилизации на Руси.
Роли сочинения в интеллектуальном развитии школьников было посвящено сообщение А.В. Андреевой, учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 151 «Всероссийский конкурс сочинений: своевременность, актуальность, итоги». Педагог проанализировала работы 1487 участников, представивших свои работы на конкурс сочинений от Калининского района. О чём пишут современные школьники в своих работах? О любимых писателях (А. Чехов, Н. Носов, А. Грин, М. Лермонтов, А. Твардовский и др.), о войне, об истории своей семьи. Любимые жанры: письмо и сказка. Так начинает возрождаться традиция проведения конкурсов творческих работ по литературе среди учащихся.
С интересным обзором современной литературы «Герой» нашего времени: по страницам современной литературы» выступила О.А. Еремчук, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 12».
Одним из самых ярких докладов на чтениях стало выступление «Актуальные проблемы культуры речи в современном мире», подготовленное Юлией Геннадьевной Куликовой, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 23. Преподаватель говорила о том, что касается каждого носителя родного языка, о проблемах современной речи и сопровождала свои высказывания примерами, как говорится, «из жизни». Помимо нарушения орфоэпических норм, в речи школьников и других категорий говорящих по-русски часто встречается излишнее наукообразие речи, завышенный порог допустимости иностранных слов, либерализация и вульгаризация родного языка, нарушение норм речевого этикета и др. А ведь давно отмечено, что грамотная речь способствует успеху в жизни человека.
Проблеме негативного воздействия Интернета на формирование информационной культуры личности было посвящено выступление заведующего школьной библиотекой МБОУ СОШ №34 В.В. Савельевой «Библиотека в информационной структуре общества: угрозы и вызовы современного мира».
Некоторые современные тенденции в чтении россиян были отмечены и проанализированы в докладе директора МКУК ЦБС Калининского района Ирины Кузьминичны Зыряновой.

«Читать – это должно быть «модно»

Россию уже нельзя назвать самой читающей страной в мире. По количеству читающих она занимает только 7 место в мире, уступив первые места таким странам, как Индия, Таиланд, Китай.

Да разве можем мы сохранить лидирующие позиции, если книгу нам всё чаще заменяет компьютер (97%) и Интернет (90%)? Проанализировав ответы жителей 23 регионов России, исследователи забили тревогу, установив, что 14% восьмиклассников и 20% учащихся 11 классов не читают совсем! И хотя по-прежнему любимыми писателями читающей аудитории России остаются А. Пушкин, Л. Толстой и Ф. Достоевский, но как при этом далеко мы отстали от Гонконга, который занимает 1 место в мире по количеству и качеству чтения дошкольников и младших школьников!
Заместитель директора МКУК ЦБС Калининского района М.В. Кравченко в своём выступлении «Библиотеки ЦБС Калининского района в Год литературы в Российской Федерации» представила слушателям широкую палитру мероприятий, посвящённых литературе, проведённых в 2015 году в библиотеках системы. Это и широкомасштабный Лермонтовский бал, и мероприятия в рамках Недели детской книги, и районные творческие конкурсы (чтецов, детских рисунков, выступлений педагогов детских садов), и военный Библиодесант в детской библиотеке им. А.Волкова, и яркий и красочный «Парк Пушкина» в Калининском районе и многое другое.
Творческий подход – отличительная особенность стиля работы Г.А. Саяпиной, заведующего филиалом «Библиотека им. Л.А. Кассиля». О необычных формах массовой работы в детской библиотеке, которые находит Галина Александровна, она рассказала в своём выступлении. День снега, День домового, День фантика, Рыцарский день, День приветствий – вот только некоторые из праздников, на которые спешит детвора в библиотеку. И всегда на помощь маленьким читателям приходят книги.
Участники чтений думали и говорили о разном. Каждый по-своему, с учётом своего жизненного опыта, образования, профессии. Но все были едины в главном. Не читая, люди ограничивают своё развитие. Если человек стремится всеми силами души к неустанному обновлению, к знаниям, к улучшению самого себя, то жизнь его становится намного интереснее и ярче. Читать – это должно быть «модно», современно, актуально.
Основным докладчикам были вручены благодарственные письма от Центральной районной библиотеки им. Д.С. Лихачёва.
В заключительном слове директор МКУК ЦБС Калининского района И.К. Зырянова поблагодарила всех участников за интересные выступления и пожелала всем новых успехов и творческих поисков.

Ведущий библиотекарь МКУК ЦБС Калининского района С.Г. Куликова

 
   
   

Понравилась новость? Поделитесь!
0

Возврат к списку

630075, Россия, Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, 14/3
© Администрация Калининского района города Новосибирска

О порталеУсловия использования информации

Top.Mail.Ru